«Мерзлая земля» (2013). Равнодушие как худшее из зол?

До выхода в свет «Молчания ягнят» голливудские режиссеры относились к сценариям про серийных маньяков-убийц с некоторой брезгливостью. До уровня хичкоковского «Психо» все равно не дотянешься, а рейтинг в кинотеатрах подпортишь основательно. Ганнибал Лектер в феерическом исполнении Энтони Хопкинса изменил ситуацию в корне: маньяки прописались на экране всерьез и надолго, отодвинув на второй план прочих кинозлодеев.

Картина дебютанта Скотта Уокера подкупает лишь тем, что основана на реальных событиях. Действительно, в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века на Аляске орудовал жестокий и хладнокровный убийца Роберт Хансен, который нынче отбывает свой огромный срок длиною 461 год без права помилования. Реальные истории всегда интереснее вымышленных, но и сложнее поддаются экранизации. Из вороха полицейских материалов надо выцепить самое главное, иначе рискуешь увязнуть в утомительных деталях, как это случилось с Дэвидом Финчером и его триллером «Зодиак». Уокер старался и это видно, однако одним желанием сыт не будешь.

…За две недели до своего добровольного ухода из национальной гвардии сержант Хэлкомб (Николас Кейдж) получает на руки дело об изнасилованной проститутке Синди Полсон (Ванесса Энн Хадженс). В полиции дело закрыли, ибо кому интересны претензии продажной девки, которая нарвалась на неприятности? Тем более что ее обидчик — местный пекарь Роберт Хансен (Джон Кьюсак) — считается законопослушным гражданином, да к тому же с железным алиби. И не беда, что Хансена ранее уже привлекали за подобные проступки. Он даже был осужден на пятилетку, но быстро покинул тюрьму за примерное поведение.

Хэлкомба не столько беспокоит судьба юной Синди, сколько странная схожесть ее дела с кучей нераскрытых пропаж и убийств девушек на Аляске. Почерк душегуба один и тот же: жертв насилуют, а затем убивают. И чем больше неопознанных трупов полиция обнаруживает в лесу, тем сильнее падает тень на Хансена, который известен своим пристрастием к охоте. Добраться до труднодоступных мест в тайге ему помогает частный самолет, а посему проследить за его «похождениями» нелегко. В задачу Хэлкомба входит прищучить маньяка за какую-нибудь мелочь, чтобы впоследствии раскрутить его на признание. Но Хансен слишком умен, даром что психопат, чтобы попасться в ловушку. Он тщательно скрывает свои «трофеи» (украшения убиенных им девушек) и мастерски заметает следы. Единственный шанс сержанта — это показания Синди, на которую маньяк и его подельники устроили настоящую охоту…

Недостатком реальной истории является то, что мы заранее знаем, чем она закончится. А вот на вопрос «Почему?» Скотт Уокер ответить не удосужился. Как и не стал «утомлять» зрителя рассказом о том, как Хансен из заурядного, психически неуравновешенного подростка превратился в знаменитого жестокого маньяка. Перед нами вырисовывается аксиома американской глубинки: убийцей оказывается тот, кого меньше всего подозреваешь. Уважаемый член общества, любящий отец и муж, владелец своего бизнеса и обладатель нескольких раритетных охотничьих трофеев. И в то же время невероятно ловкий лжец и душегуб, умудрившийся за десять с лишним лет своего пребывания на Аляске зверски убить более двадцати молодых женщин.

Уокер совершил ту же ошибку, что и Финчер в вышеупомянутом «Зодиаке»: он так увлекся расследованием, что напрочь забыл об отсутствии интриги. Мы и так знаем все подробности! Зачем нужны эти рутинные и бесконечные разговоры, диалоги, совещания и допросы? Чтобы полнее раскрыть личность психопата? Этого не смогли сделать ни доктора, ни психологи, ни детективы, работавшие над делом Хансена. Ему не вещал внутренний голос, он не совершал ритуальных жертвоприношений и не компенсировал детскую ущербность. Просто убивал без остановки, искореняя одному ему известное зло. Все эти нюансы в ленте Уокера не раскрыты ни на йоту.

Собственно, и не нужны в кадре маститые звезды, вроде Николаса Кейджа и Джона Кьюсака. Первому откровенно скучно (вспомните, с каким энтузиазмом актер снимался в пародийном боевике «Пипец»), он даже не старается изображать эмоции, просто отрабатывает солидный гонорар. Кьюсак выглядит чуть лучше, тем более что актеру уже доводилось играть маньяков, но и он зажат в тесные рамки убогого сценария. Единственный момент в фильме, когда их нахождение на экране кажется оправданным — это эпизод с допросом Хансена в полицейском участке. Вот где Кьюсак показал, что способен не только мило улыбаться в романтических комедиях, но и показать зубы волка в овечьей шкуре.

За буднями детективного следствия теряется и ключевой социальный подтекст, который мог бы заинтересовать думающего зрителя. Почему так происходит, что маньяки становятся серийными убийцами? Кто виноват в том, что органы правопорядка смотрят сквозь пальцы на преступления, жертвами которых становятся представители неблагополучных слоев общества? Или падшая женщина уже «упала» настолько, что ее не жалко? Зато Уокеру, в силу тягомотности повествования, удалось наглядно показать, насколько неповоротлива и заскорузла система американского правосудия, где человек виновен только тогда, когда его буквально схватили за руку. Или пока он сам не сознается в содеянном, как это сделал Хансен, которому, по-видимому, просто надоело играть с законом в кошки-мышки.

«Мерзлая земля» вполне оправдывает свое название. История рассказана равнодушно, холодно, будто бы произошедшее в глухомани никоим образом не касается остальной, благополучной Америки. Кому какое дело, что полиция годами ходит вокруг да около, даже не пытаясь арестовать наглого преступника, орудующего в полной безнаказанности у нее под носом. Впрочем, обвинительного манифеста у авторов тоже не вышло, они ведь снимали детектив, «кино про то, как ловили маньяка», а не обличали суровую действительность.

Картина получилась образцово-показательным примером того, как не нужно снимать триллеры. Понятное дело, дебютанту хотелось выпятить авторское видение, но под маской непредвзятого рассказа кроется масса устоявшихся штампов, от которых уже голова болит. Видимо, свой талант, если он имеется, Уокер решил припасти для будущих проектов, хотя еще один такой фильм — и режиссеру придется обивать пороги студий. В самой Америке лента не добралась до широкого проката, несмотря на громкие имена на афише и участие одной из звезд молодежного хита «Классный мюзикл» Ванессы Энн Хадженс. Последнюю, правда, превратили в распущенную наркоманку со стажем, поэтому ее поклонники могли просто обойти фильм стороной, дабы не портить впечатление.

Добивает окончательно финальный видеоряд, когда авторы сообщают зрителю, что их фильм «посвящается всем жертвам Хансена». После чего на экране чередуются фотографии настоящих девушек, загубленных этим животным. Все бы ничего, только музыку под видео наложили совсем неподходящую. Что лишний раз доказывает несерьезное отношение создателей ленты к избранному материалу. Ан нет, Роберт Хансен существует и пока еще жив, вот уже тридцать лет проживая за государственный счет в колонии Spring Creek на Аляске.


00:04 01.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Сколько разговоров влезет в один телефонный кабель

Говорят, средневековые схоласты любили споры на тему «Сколько мириадов ангелов могут разместит...

«Приемная для иностранцев»

Так в середине 1930-х годов прозвали 4-й отдельный танковый полк  за то, что в него неоднократ...

Вкусные рецепты: Салат из овощей по-испански, Эрот

Салат из овощей по-испанскиИз перца удалить семена, нарезать его соломкой, помидоры и огурцы — ломти...

Заключенные концентрационного лагеря Аушвиц

Поляки. В концлагерь прибыли заключенные спустя лишь год с начала Второй мировой войны. Многие узник...

Воспитание ребенка в раннем возрасте

Воспитание ребенка. Когда необходимо начать им заниматься? Воспитание малыша начинается с рождения...

Массажные накидки и подушки-массажеры для авто - к

Вы проводите за рулем ежедневно по несколько часов? А как насчет километровых пробок? Любой водитель...

Путешествие по Франции. Где отведать самое необычн

Если морозы вам нипочем, и даже когда температура на улице опускается все ниже и ниже нуля, вам все ...

Мой дом – моя крепость: достоинства заграждения из

В один момент перед любим садоводом или собственником загородного коттеджа встает вопрос: как следуе...

Кофе Hausbrandt

Кофе – напиток, без которого многим городским жителям сложно представить себе свой день. Его пьют на...

Истоки формирования осетино-ингушского конфликта 1

26 октября 1992 г. российский парламент рекомендовал осетино-ингушской комиссии выработать пути выхо...



Развивая портал:

Наш проект создан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал приятным для чтения.

Полезная и познавательная информация, которая собрана на нашем веб-сайте дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.