Зачем брать на работу «неудобного» сотрудника?

Сразу скажу вам, что была и на стороне работодателя, и на стороне работника. Знаю, о чем речь, не понаслышке, поэтому и делюсь своими размышлениями по этому вопросу.

«Удобный» — это собирательный образ милого, внешне приятного, неконфликтного, иногда и весьма работоспособного человека. Сразу закладываю скрытую иронию в последнюю характеристику, потому как очень часто работодатели пренебрегают даже таким ценным качеством, как «работоспособность» ради уверенности в лояльности своих подчиненных.

Эта особенность людей принимать за безусловной плюс угодливость, доброжелательную позицию во всем активно прописывали в своих произведениях еще русские классики — и Николай Васильевич, и Антон Павлович очень часто упоминали такие черты в характерах своих персонажей. Разумеется, это порицалось большинством людей, но принималось. Собственно, как и сейчас.

Даже если руководитель открывает вдруг глаза и начинает понимать, что его «преданный вассал» не так талантлив, как тот самый «мятежный» оппозиционер, все равно он отводит взор, стараясь если и видеть, то уже не так часто и не так много.

Почему? Вопрос интересный только на первый взгляд. Давайте посмотрим вглубь профессиональной мотивации многих руководителей. Что ими движет, когда они делают свою профессиональную карьеру? Не в бессознательном же состоянии их назначают на вакансии, не берут же «за шиворот» и не волокут к заветной миссии — руководить, карать и миловать?

Конечно, нет. Многие делают карьеру из сугубо финансовых соображений, многие — потому как не могут иначе: «гвоздик в одном месте не дает покоя» (читай управленческий потенциал), а некоторые из скрытого или явного желания повелевать, быть наверху, компенсировать какие-то личностные проблемы своим новым социальным статусом. И приходят такие с уже готовой концепцией — «я есмь царь и бог», «остальные кланяйтесь и молитесь на мои таланты».

Таким руководителям не приятны эти самые «оппозиционеры», они видят в них угрозу собственному «Я», поэтому «неудобный» сотрудник быстро может поплатиться за свою особенную точку зрения. Кстати говоря, точки зрения может и не быть, просто нашему руководителю может показаться, что на его «Я» имеют претензию в виде каких-то характеристик — способностей, внешних данных, «неуживчивого» характера.

«Удобный» сотрудник — это хамелеон, человек, иногда действительно имеющий добрый и мягкий характер, а иногда и равнодушный, тот, кто когда-то обжегся на подобном «костерке» эмоций и больше не желает впутываться в подобные перипетии. Знаете, что «своя рубаха ближе к телу»? Имеет ли он на это право? Безусловно.

Вернемся к руководителям — какова их перспектива? «Сказочная». Только вот результатов можно не дождаться, ведь они, эти самые результаты, — вещь объективная. Это как в аптеке — сколько весит, столько и будет отображено на аптекарских весах. «Замазывание» глаз подчиненными своим руководителям может приводить к довольно серьезном искажениям восприятия полезной для внутренней объективной оценки информации. Милый сердцу сотрудник по определению не может быть плох, а даже если он и плох, но эта самая «лояльность» дорогого стоит.

«Неудобный» — это неприятный сотрудник, иногда даже не столько из-за его черт характера, сколько из-за особых требований к его персоне. В особо тяжелых случаях неприязнь руководителя может основываться на неких воспоминаниях, ассоциациях, связанных с похожим человеком, когда-то встреченным на жизненном пути.

Я уверяю вас, что довольно часто мы и сами не можем толком сказать — что именно нас смущает, настораживает или не нравится в человеке. Даже если мы в этом себе признаемся, то аргументов в пользу своей точки зрения будет маловато, так уж мы устроены.

Весь вопрос в том, насколько сильно мы примем к сердцу свои представления и как серьезно они повлияют на наши дальнейшие действия. Руководитель, погруженный в эту самую «вкусовщину», обречен на пребывание в размышлениях о пользе интуитивных догадок, туманных, бездоказательных предположений и принятие решений, которые будут основаны этих самых предположениях. «Неудобный» сотрудник может по факту приносить достаточно весомый результат, но не будет длительное время работать в одном коллективе, где он стал в силу каких-то обстоятельств «неприятным», «нелояльным», «неудобным».

Добавим к этому всему момент, связанный с объективными характеристиками людей, чьи профессиональные интересы очень часто идут рука об руку с некими странностями или небольшими отклонениями от общепринятой «социальной нормы».

К примеру, общеизвестен факт, что многие сотрудники, связанные с информационными технологиями, программисты, IT-специалисты не всегда дружат с внешней эстетикой, не задумываясь над тем, насколько хорошо они одеты, сочетается ли галстук с костюмом или как давно он посетил парикмахера.

Это ни хорошо, ни плохо, это следствие того, что такие сотрудники находятся в «своем» мирке, им не очень интересны обыденные вещи, связанные с внешней атрибутикой, а в крайних случаях это может выглядеть как полнейшая «чудаковатость» и отстраненность. Увы, не все могут принять то, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности и имеет право на индивидуальный имидж. А сколько таких «странностей», которые не могут (или еще того хуже — не желают) камуфлироваться под общую «нормальность».

«Нормальность» — вещь универсальная. Это, как правило, уравновешенный, чисто одетый, причесанный, подобострастно расположенный к коллегам и руководству сотрудник. В особо интересных случаях «нормальность» может сдвигать свои рамки и выглядеть немного иной.

К примеру, в ряде коллективов может поощряться грубость, владение неким сленгом, владение определенными навыками, а также, безусловно, внешняя атрибутика — худощавость, моложавость или ношение определенных вещей и аксессуаров.

К примеру, есть руководители, которые принципиально не принимают в коллектив полных женщин, не умеющих со вкусом одеваться. А что уж значит «хорошо одеваться» — это определяют не Дольче и Габбана, а тот самый руководитель, его вкус или вкус его супруги (заместителя). Надо сказать, что так называемая «корпоративная культура» — это насаждаемая, необходимая руководителю система ценностей и взглядов, это и есть рычаг регулирования процесса отсеивания «своих» от «чужих».

Мужество руководителя заключается в том, чтобы суметь принять и работать с подчиненным, который может отличаться и даже вызывать некие негативные эмоции. Его зрелость — в том, чтобы понять, что его «минусы» могут быть и «плюсами». Мудрость — в том, чтобы осознать, что он и сам — не идеал, и даже если он настоящий лидер — это не повод, чтобы пребывание в коллективе «неудобного» рассматривать как угрозу лично для себя и для своего имиджа.

Впрочем, вольному воля, а на вкус и на цвет, как говорится, нет единого мнения.


22:04 02.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Стоит ли покупать новый автомобиль? Мифы и реально

Покупка нового автомобиля для большинства из нас всегда долгожданный праздник. Действительно, покупк...

Нотариальные и адвокатские услуги в Чехии.

В Чехии  работает большое количество частных и государственных нотариальных контор. Услуги частного ...

Плетение обуви на дому. Попробуем?

Частенько в объявлениях попадаются вакансии «оплетчика мокасин», и зарплата в день очень...

Свое дело начать

Вопросами дополнительного дохода не задаются лишь безынициативные люди. Рентабельный бизнес в сети п...

Строительство коттеджа: актуальность, стоимость, м

В последнее время строительство коттеджа за городом становится все более популярным. В мегаполисе уд...

Детей? Конечно, в Болгарию!

Все мы с вами в той или иной степени родители, и вопрос, как и куда вывезти чадо на лето из каменных...

«Американский психопат» (2000). Неправильный офисн

Знаете, чем привлекательны фильмы про психов? Любой нормальный человек после их просмотра чувствует ...

Польза айрана

На полках магазинов представлены разные кисломолочные продукты: кефир, ряженка и йогурты, а также пр...

Адвокат по уголовным делам: как выбрать настоящего

Когда на кону стоит ваша свобода или требуется доказать невиновность родственника или друга, помочь ...

Весенний аппетит: как совладать?

Весна на пороге. А аппетит-то по-прежнему «зимний». Запасливый такой, настроенный на сог...



Развивая портал:

Наш проект создан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал приятным для чтения.

Полезная и познавательная информация, которая собрана на нашем веб-сайте дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет нужды тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.