Комедия «Быстрые перемены» (1990). Какому американскому актеру удалось переплюнуть Бельмондо?

Многие режиссеры снимаются в собственных фильмах. Чаще всего в эпизодах, как, например, Питер Джексон, жующий морковку в начальных кадрах «Хоббита», или легендарный Хичкок, любивший продемонстрировать свой крупный профиль в какой-нибудь незначительной сцене. Актеры, в свою очередь, иногда балуются режиссурой, а то и вовсе становятся всемирно уважаемыми профессионалами. Клинт Иствуд и Шон Пенн — яркие тому примеры.

Американский комик Билл Мюррей лишь однажды сменил амплуа и пересел в режиссерское кресло, не забыв сохранить за собой главную роль. Случилось это в 1990 году в криминальной комедии положений «Быстрые перемены» (в Сети имеется и другой вариант перевода — «Смена декораций»). Формально Мюррей был не одинок, компанию у руля ему составил Ховард Франклин, но и у того опыта было не больше. Франклин прославился в качестве сценариста таких популярных картин, как «Роман с камнем», «Имя розы» (экранизация знаменитого исторического детектива Умберто Эко) и триллера Ридли Скотта «Тот, кто меня бережет». Забавно, что такому дилетантскому в вопросах режиссуры тандему все-таки удалось создать на экране симпатичное зрелище, благо что один написал прекрасный сценарий, а другой компенсировал свою неопытность великолепной актерской игрой.

…Жулик, одетый в прикид клоуна Бозо, угрожая пистолетом и динамитом, среди бела дня грабит банк. Нахальный клоун никуда не торопится, спокойно запирает заложников, забирает круглую сумму из сейфа и ведет размеренные переговоры с оперативно прибывшей полицией. Требования грабителя довольны экзотичны: для начала паяц запросил два вертолета, мотоцикл «Харлей Дэвидсон», комфортабельный автобус и джип на огромных колесах (Monster Truck). Очевидно, что наглец тянет время, но для чего и зачем, вот в чем вопрос?

Что ж, ответа долго ждать не придется. Дело в том, что грабитель вовсе не собирался засиживаться в банке и держать оборону. Он воспользовался полученной форой времени, смыл яркий грим, снял костюм и вместе с подельниками покинул здание под видом заложника.

И тут-то выяснилось, что ограбить банк было самой легкой задачей. Куда труднее по-тихому смыться с деньгами и добраться до заветного рейса на Фиджи. Горе-воришки допускают оплошность за оплошностью, сначала заблудившись в родном городе, затем сев в такси с водителем-эмигрантом, и в завершение всех бед, попав в переделку с итальянской мафией. Пока копы штурмовали банк и пересчитывали заложников, незадачливые грабители совсем отчаялись уйти с добычей, но желание покинуть «Большое яблоко» так велико, что все препоны кажутся мизерными по сравнению с конечной целью…

Билл Мюррей — один из лучших комиков современного американского кинематографа. На его счету множество ярких актерских работ, включая такие замечательные и всеми любимые фильмы, как «Охотники за привидениями», «Новая рождественская сказка», «А как же Боб?» и «День сурка». Этому исполнителю под силу вытянуть на себе целый фильм, даже если все остальные будут просто статично передвигаться в кадре и произносить картонные реплики. Впрочем, Мюррей всегда славился тем, что очень тщательно подбирал себе проекты и редко снимался в откровенной шняге. Только поэтому никак не могут состояться третьи по счету «Охотники за привидениями», ибо Мюррей по натуре перфекционист и требует от остальных участников проекта столь же щепетильного отношения к материалу.

Компанию актеру-режиссеру-сценаристу Мюррею в кадре «Быстрых перемен» составили Джина Дэвис и Рэнди Куэйд, без которых впечатление от ленты было бы неполным. И если Дэвис в целом играет ровно, без сюрпризов, изображая подружку главного героя, то Куэйд — это просто блеск. Неказистый Рэнди за карьеру поднаторел в ролях полных придурков, в то время как его симпатичный младший брат Деннис играл киногероев и салонных красавчиков. В данном случае актеру досталась партия туповатого увальня Лумиса, из-за которого, собственно, большинство неприятностей и происходит.

Но самое приятное, что картина смотрится на одном дыхании. Не только благодаря отличной актерской игре и остроумным диалогам, но и шикарному сценарию, написанному Франклином в соавторстве с Мюрреем. Несмотря на то, что фильм-то не оригинальный. Пятью годами ранее во Франции вышел оригинал под названием «Ограбление», главную роль в котором сыграл сам Жан-Поль Бельмондо, решивший смягчить свой имидж супермена легкой криминальной комедией. По мнению критиков, французский первоисточник выглядит несколько лучше, чем американский ремейк, но стоит признать, что ленты принципиально разные. В Голливуде было испорчено немало французских комедий, в том числе и «Беглецы», и «Невезучие», но «Быстрые перемены», по счастью, можно считать исключением из правил.

Сначала планировалось, что съемками будет заведовать Джонатан Демме, но тому как раз предложили вместо фривольной комедии работу над экранизацией романа Томаса Харриса («Молчание ягнят»), так что он явно не прогадал. И хотя его работа в целом была благодушно принята родной публикой и кинокритиками, Мюррей посчитал, что его режиссерские заслуги невелики, и больше никогда постановкой не занимался.

В одном из ранних промоутерских интервью Мюррей отметил, что картина должна особенно понравиться жителям Нью-Йорка, ибо лишь они по-настоящему оценят неимоверное желание главных героев поскорее покинуть этот город. Действительно, одним из главных побуждений грабителей были даже не деньги, а возможность купить себе свободу где-нибудь подальше от грязной Америки. Вероятно, этот мотив родной публике не приглянулся, поэтому лента выступила в прокате ни шатко ни валко, заработав в итоге скромные 15 миллионов долларов. Именно столько и было затрачено на ее создание.

Когда же актер вновь вспомнил о своем режиссерском дебюте, то заметил и другой нюанс: в фильме на эпизодических ролях были задействованы весьма успешные нынче актеры — например, Тони Шэлуб («Люди в черном», «Кровью и потом: Анаболики») и Стэнли Туччи («Милые кости», «Голодные игры»).

К сожалению, постарев, а актеру в 2013 году исполнилось 63, Мюррей охладел к комедиям, посчитав, что в легком жанре он уже достиг всего, что мог. Уже в конце 90-х годов Билл стал заметно тяготеть к драматическим ролям. Сначала он сработался со своим коллегой Тимом Роббинсом в драме «Колыбель будет качаться», номинированной на Золотую пальмовую ветвь Канн. Затем снялся у Уэса Андерсона в «Семейке Тенненбаум» и, в итоге, получил номинацию на премию Оскар за свой шикарный образ в трогательной лирической картине «Трудности перевода» Софии Копполы.

Вот так незадачливый студент медицинского колледжа, отчисленный после первого курса, достиг высот, о которых другие комедианты Голливуда могут только мечтать.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: