Философия как наука: существует ли она в наше время ?
Перечитывая Аристотеля, Платона и других «титанов» античной философской мысли, мы стремимся обобщить их наследие и постараться понять — применимы ли их идеи в современном мире? И зачем вообще нужна философия сегодня?
Нужно отметить, что классическая философия в её «чистом» виде, отвечающая на вопросы «что есть всё?» или «что из чего?», перестала существовать с закатом античной Греции. Именно греческие философские школы эпохи Античности считаются «эталоном» мировой философии. Всё, что было в последующие эпохи, философией назвать весьма трудно.
В Средние века философия стала «служанкой» религии. Философские идеи эпохи Античности были заменены христианскими догмами.
В последующие столетия христианская теософия стала основой для так называемой политической философии, где на первый план выносились вопросы обустройства государства и общества для достижения всеобщего блага. Бэкон, Гоббс — классические примеры. Стали возникать разного рода «утопии».
В эпоху Просвещения тема создания идеального государства получила ещё большее развитие, но в более смелом воплощении. Здесь, конечно же, главную роль сыграли французские «энциклопедисты».
В девятнадцатом столетии на первый план в философских изысканиях вышли вопросы морали, этики и разума. Фихте, Шлегель, Кант и Ницше — великие имена. Но всё же немецкая классическая философия также не есть философия в «чистом» виде. Базовые вопросы — «что есть всё?» — заменяются вопросами о человеке и его роли в социокультурной среде.
Двадцатый век подарил нам социологию, психологию и диалектику. И как следствие, увёл философскую мысль ещё дальше от первых, основополагающих вопросов.
К началу двадцать первого столетия стало очевидно, что философов как таковых уже не существует. Вместо них есть экономисты, объясняющие историю человечества лишь с точки зрения торгово-денежных отношений. Есть биологи, ставящие на первый план природные потребности живых существ. Есть политологи и социологи, утверждающие, что смысл человеческой жизни сводится лишь к построению идеальных государственных, политических и социокультурных систем (что априори невозможно!). Есть также религиозные деятели, но это отдельная и довольно обширная тема…
И как венец философской эволюции — появление «мыслителей» от научно-технического прогресса (небольшой прослойки «креативного класса»), утверждающих, что в недалёком будущем люди станут наполовину «киборгами» и будут питаться продуктами, выращенными в специальных лабораториях.
Печально и страшно.
Конечно, прогресс не остановить. Прописная истина. Однако этот пресловутый прогресс необходимо держать в рамках, чтобы учёные мужи не выходили за рамки своей компетенции. Например, прекратить эксперименты с выращиванием «искусственных» людей на органы.
И вот тут-то на первый план стоит вынести базовые вопросы — «что есть всё?» и «что из чего?» и т. п. Это, разумеется, не поможет воскресить Платона или Аристотеля, да и цели такой у нас нет. Это позволит взглянуть на мир и его историю сквозь призму вещей, когда люди жили без антибиотиков и телефонной связи, не говоря уже о сверхмощных компьютерах. А трезвый и незамутнённый взгляд всегда помогал людям иначе взглянуть на проблемы того или иного периода всеобщей Истории.
На мой взгляд, главная задача философии как науки сегодня состоит в том, чтобы отвечать на вопросы постиндустриального мира — искать решение насущных проблем современного мирового сообщества. И на первый план нужно ставить не вопросы морали и разума (хотя это также важные категории, требующие внимания), а «коренные» вопросы человеческого Бытия.