Откуда берутся и какими бывают суеверия?
«Суеверие» — «суетная», «пустая» вера. Мы часто посмеиваемся над суевериями других, но в большинстве своем и сами не свободны от них. Просто собственные суеверия почему-то глупыми не кажутся…
А еще у многих… да почти у всех, суеверия прекрасно уживаются с восприятием себя как христиан. Больше того: сами религиозные церемонии, обряды окружены всевозможными суевериями. Которые не только не соответствуют, но прямо противоречат самой сути христианства.
Бывает, что не особенно сведущие батюшки сами разделяют некоторые поверья. Но чаще все-таки предостерегают мирян от суеверий.
Тщетно!
«Евангелие Евангелием, Библия Библией, а жизнь есть жизнь!» «Испокон веков так заведено!» «В праздник положено (или нельзя)…»
И разного рода «народные дополнения» к христианству кочуют из поколения в поколение.
Можно условно выделить поверья (а чаще приметы) типа перебежавшей дорогу кошки или рассыпанной соли. Обычно корни их лежат в глубоком прошлом, а сами они давно утратили актуальность.
Другие суеверия, выведенные из опыта поколений, можно обосновать психологически. Например, что возвращаться за чем-то забытым — плохая примета. Ведь, вернувшись, мы теряем настрой на предстоящее дело. Забывчивость же означает, что мы рассеянны. А если дело предстоит непростое, и тем более рискованное, рассеянность чревата неожиданными и нежелательными последствиями.
Третья группа поверий связана с язычеством. Лежащие в их основе представления забыты, изменилось само видение мира. Тем не менее наша повседневная жизнь, и особенно религиозные обряды, наполнены элементами, соответствующими языческому мировидению! Больше всего их сохранилось в быту (поскольку быт предков протекал в соответствии с их религиозными представлениями). Часть впитало православие… по крайней мере в его народном представлении.
Так, обычай «присаживаются на дорожку» нужен, поскольку домашние духи пытаются не отпустить нас. Присев, мы делаем вид, что остаемся, и они отцепляются. По другой версии, мы избавляемся, наоборот, от злых мешающих духов. Но суть дела не меняется.
А еще это отличный способ без суеты вспомнить, не забыли ли чего. Настроиться на предстоящее путешествие. Предки были не так просты!
Правило при переезде брать с собой веник связано с представлением, что домовой живет под веником. И мы забираем домового в новое жилье.
Отчасти сохранившееся почтительное, выделяющее его из других продуктов отношение к хлебу имеет ряд причин. Это и почтительное, бережное отношение к еде вообще, традиционное и очень логичное для России. Мало способствующий земледелию климат, частые войны, политическая и экономическая нестабильность постоянно создавали угрозу голода. Как тут стряхнуть со стола крошки на пол, а не в ладонь? Даже наше поколение помнит неблагополучные 90-е, а деды и бабки знали настоящий голод. Передав свои опасения нашим отцам и матерям. И чем больше поколений не знают голода, тем меньше отношение к еде как к особой ценности, тем больше это просто традиция.
А хлеб много веков был основным продуктом. Вот и логичная причина особого к нему отношения!
Далекие предки вообще относились к хлебу как к живому. Даже сакральному. В языческом мировосприятии, одухотворяющем весь мир и каждое явление в нем, хлеб занимал особое место, используясь в обрядах.
Огромный пласт нынешних суеверий был вполне осознанно вписан в религиозную картину мира язычника. Разница в том, что предки понимали, что и зачем делают. Их мир был наполнен дружелюбными и враждебными существами. Первых следовало благодарить, приносить им жертвы и пищу. Вторых умиротворять все теми же жертвами и охранять себя от них. Этому и служили многочисленные обряды, органично наполнявшие всю жизнь предков.
А многие ли из нас способны объяснить, для чего они выполняют то или иное дошедшее из древности предписание? Особенно много их сконцентрировано вокруг важнейших вех жизни: рождения, свадьбы, смерти. Каждый хотя бы слышал о сопровождающих их многочисленных традициях. Если свадьбы все чаще играются по-современному, то похоронные обряды соблюдаются куда строже. И мало кто задумывается о древности многих общепринятых действий, окружающих похоронную церемонию. Еще меньше мы склонны задумываться, с какой религией связаны исправно исполняемые нами ритуалы. Естественно, они православные, какие ж еще? В крайнем случае, народные!
Обычно здесь логическая цепочка заканчивается. Мало кто задумывается, что стоит за определением «народные». Люди не склонны смотреть в корень! Это нормальная особенность нашего мышления. Мозг экономит ресурсы, защищаясь от осознания того, что он не желает принять!
Народная память сохранила пережитки именно языческих обычаев. Что людям, искренне считающим себя православными, сложно принять. Как и отказаться от традиционных, сотни лет как вошедших в нашу плоть и кровь обычаев. Вот и срабатывает нормальная психологическая защита, называемая вытеснением: мы не допускаем до осознания нежелательную информацию. Зато можем следовать сразу обеим концепциям: христианской и языческой. Правда, платим за это тем, что там и там не очень-то понимаем смысла. А им наполнен каждый христианский и языческий обряд! Понимай мы поглубже христианство, задумались бы: для чего следовать приметам и поверьям? Понимание смысла примет и обычаев раскроет стоящую за ними стройную картину мира.
Не нужно бояться, это не сделает вас язычниками! Зато покажет мир наших предков и как этот мир до сих пор влияет на нашу жизнь.
Но вернемся к обычаям.