Нестрашные страшные куклы. Почему популярны монстры?
Дебаты о вреде и пользе кукол Barbie и им подобных едва успели отзвучать; родители и психологи ещё спорят, стоит ли давать девочкам в руки хулиганок Bratz, а на полках магазинов уже появились куклы, в сравнении с которыми Барби и даже Братц выглядят невинными пупсиками.
Гламурные ведьмочки Bratzillas, юные черти — герои мультсериала Angel`s Friends, нечисть и нежить подросткового возраста Monster`s High, девочки-демоны Paola Reina…
Китайские производители не отстают, наполняя рынок подделками и подделками под подделки. Мертвенно бледные, трупно зелёные, ядовито розовые на удивление привлекательные куколки вызывают интерес и у детей, и у взрослых коллекционеров. Всплеск симпатии к страшным существам, в основном демонам и вампирам, за последние лет десять-двадцать видим и в кинематографе (яркий пример — популярность фильма «Сумерки»), и в литературе (от романов Владимира Орлова до саги Энн Райс). Однако пытаться объяснить востребованность игрушек присутствием «тёмной» тематики в масс-культуре, думаю, то же, что объяснять Х через Y. Попробуем копнуть глубже.
Для начала вспомним, что кукла не всегда предназначалась для детских игр. Игрушки были оберегами, как и узоры на одежде, и резьба на утвари и наличниках дома. Представляя мир населённым сильными, часто враждебными духами, люди старались заставить их служить себе или хотя бы защититься от них. Страшные фигуры и маски отпугивали злых божеств; тряпичные куклы, обязательно без лица (техника духовной безопасности!), ограждали своих обладательниц от неприятностей или способствовали успеху в делах.
Распространение монотеистических религий, предлагающих защиту от тёмных сил, привело к отмиранию магической составляющей ремёсел, обрядов, игр. Игрушки окончательно перекочевали в детскую. Однако и в обществе, серьёзно относящемся к религии, возникновение детских игрушек-нечисти было невозможно. На Руси марионеточных чертей и смерть можно было увидеть только в вертепном театре.
Иное положение дел видим в современном секулярном обществе. Священная история и фольклор воспринимаются многими людьми как не имеющие отношения к повседневности. Персонажи преданий, в том числе злые, романтизируются, теряя свой страшный облик и приобретая взамен человеческие черты внешности и характера. В современном сознании ангелы, демоны, вампиры, вурдалаки предстают как человекоподобные расы, вроде толкиеновских эльфов и хоббитов. Между ними возможны дружба, любовь, брак. Они экзотичны и давно уже не страшны. Особняком стоят в этом ряду не обладающие сознанием зомби, но, похоже, и это ненадолго.
Книги и фильмы, показывающие положительные качества отрицательных существ, начали массово появляться не так давно. Идеи произведений, предназначенных изначально для взрослых, упрощаясь и искажаясь, проникли к детям. Современный ребёнок приучен к романтизированному восприятию потусторонних существ, причём даже не трагичному (как было ещё не так давно), а попсовому, опошленному. Думаю, корни спроса на «тёмных» кукол лежат в том числе в секулярной картине мира, складывающейся в детском сознании.
Так стоит ли покупать своему ребёнку «страшилку»? Решать вам.