Снегурка-Снегурочка - чья это внучка?
Снегурочка, сказочный новогодний персонаж — постоянная спутница и помощница Деда Мороза, выступающая в роли посредника между им и детьми, когда дети хором зовут Деда Мороза к себе в гости. Считается, что Снегурочка — это внучка Деда Мороза в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки, которая неразлучна с ним и сопровождает его во всех его поездках.
Вобрав в себя разные достоинства мировой культуры, Русь оказалась уникальным хранилищем всех мировых ценностей, сохраняемых в обрядах, сказках, легендах, песнях, плясках и религиозных верованиях. Некоторые из этих обрядов обсуждаются исследователями до сих пор. Например, если обычай ставить нарядную елку в новогодние праздники поддерживается во многих странах, то такого обрядовой фигуры, как Снегурочка, практически нет ни у кого более.
В русском фольклоре Снегурочка появилась в XIX веке, в роли сказочного персонажа, — сделанной из снега девочки, которая потом ожила. «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега». В 1869 году этот сказочный сюжет был опубликован А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».
К возможному прототипу Снегурочки также относят святую Люсию, праздник которой отмечался в Германии и странах Балтии в XVI—XVII вв.еках, ведь часто специально подобранными для этих случаев христианскими святыми заменяли персонажей языческих мистерий.
В язычестве это может быть Исида со своим сыном Гором или Кибела с сыном Аттисом, известные задолго до Рождества Христова, и здесь же присутствует Ель, отождествляющая «гроб господень». В русских народных сказках много сходного с Мистериями Исиды, Кибелы, Адониса. Также мы знаем, что скандинавская дева Иса — Искорка (льдинка), это дочь бога Имира, состоящего из мороза и инея, а она, соответственно, снежинка — Снегурочка.
Другая претендентка на роль Снегурочки, богиня восточнославянской мифологии Макошь — представительница древнерусского языческого пантеона. Имя Макоши связывали как с водой, так и с прядением, которое отмечалось во многих народных обрядах и обычаях. Эта связь с прядением дала направление поиска аналогов, таких как скандинавские Норны, греческие мойры, прядущие нити жизни.
Святой день Макоши — пятница, в этот день приносилась жертва в виде пряжи или кудели, которую сбрасывали в колодец. Этот обряд носил название «мокриды». В христианской религии многие черты Макоши имеет святая Параскева — христианская мученица, погибшая при императоре Диоклетиане. Имя этой христианской святой также связано с пятницей и зовут ее Параскева Пятница.
Есть исследователи старины, которые считают, что Снегурочка возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы, которую на проводах зимы либо сжигают, либо топят в реке. Другие ассоциируют Снегурочку с демоническим существом и связывают ее с Мореной — языческой богиней смерти, зимы и ночи. Третьи представляют ее в сомнительной компании Снеговика, якобы божественного отца Снегурочки.
Надо сказать, что среди деятелей революции в России были люди, хорошо знающие сравнительную мифологию. Они могли быстро находить аналоги всех мировых религий с древними мифами и мистериями Египта, Рима и Греции, для того чтобы заменить религиозные праздники христиан другими их языческими прототипами. Так же как церковь в свое время заменяла языческих богов своими святыми.
Так родилась и Снегурочка, принявшая образ девочки (девушки), внучки Деда Мороза, которая появляется с уходящим годом и встречает новый, приходящий год, возле украшенной новогодней елки. В создании этого образа принимали участие известные художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих.
Прозвучавшая 29 января 1882 года опера «Снегурочка», по мнению многих композиторов, самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Девушка из Берендеевки поражает всех своей готовностью отдать жизнь за миг настоящей любви. В ней проявлено все, экстаз любви, томление, восторг и безнадежность — Снегурочка понимает, что гибнет. С ужасом видят берендеи, как она пред Солнцем тает, и девушки Снегурочки уже нет.
С оперой «Снегурочка» перекликается другая драматическая мистерия Рихарда Вагнера, прозвучавшая в том же году несколько позже (26 июля 1882 года). Главный герой древней мистерии — рыцарь Парсифаль, и как Снегурочка, в финале погибает прекрасная дева Кундри, на которую наложено проклятие.
На Руси Новый год всегда связывали с Рождеством Христовым, и празднования Нового года, как такового, не было. Дед Мороз и Санта-Клаус — это разные персонажи, имеющие каждый свое собственное назначение. Прообразом Санта-Клауса является святой Николай Мирликийский. В православии он известен как Николай Чудотворец.
Мороз, Морозко как фольклорный персонаж, олицетворяющий силы природы, известен с древних времен, а рождественские обязанности он взял на себя к началу XX века. Ненадолго, до революции, и был реабилитирован только в 1930-х годах. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки (как молодой девушки) произошло на встрече в московском Доме Союзов в 1937 году.